Основные виды CRM-систем

Чтобы правильно подобрать автоматизированную систему, которая бы в полной мере удовлетворяла потребности вашего бизнеса, необходимо знать, какие бывают виды CRM и их форматы. В данной статье мы кратко рассмотрим основные виды CRM-систем — операционные, аналитические, коллаборационные, комбинированные.

Типы CRM — обзор

Различные виды CRM-систем отличаются уровнем обработки информации и перечнем решаемых задач. Наиболее популярной разновидностью автоматизированных решений среди всех отраслей бизнеса являются операционные системы. Их использование позволяет повысить лояльность потребителей в ходе непосредственного общения с ними. Операционные CRM упрощают взаимодействие с покупателем, систематизируют информацию о нем, его заявках и сделках, автоматизируют внутренний документооборот, напоминают о запланированных контактах с клиентом, позволяют контролировать работу персонала. Ярким примером такого вида CRM является 1С и БИТ.

В отличие от операционных автоматизированных систем аналитические CRM могут не только фиксировать историю взаимодействия с потребителем, но и анализируют накопленную информацию о клиенте, продажах для выстраивания более эффективной тактики. К аналитическим видам CRM систем относится SAS, SAP BusinessObjects, Marketing Analytic.

Коллаборационные CRM разрабатываются по индивидуальному запросу и предназначаются для налаживания коммуникаций с потребителем, в ходе которых проводится сбор обратной информации.

В последнее время особой популярностью стали пользоваться комбинированные CRM, которые представляют собой операционные системы с рядом аналитических функций и возможностью общения с потребителем. Таким образом, в комбинированных системах объединяются различные виды CRM. Примером может служить Битрикс24, Мегаплан, Террасофт, AmoCRM, SalesapCRM и т.д.

Форматы CRM-систем

Подбирая автоматизированное решение, не достаточно лишь знать, какие виды CRM систем бывают, важно также учитывать подходящий для вашего бизнеса формат CRM. Система может быть:

  1. Индивидуальная или пакетная. Крупные компании чаще заказывают разработанные непосредственно под их бизнес системы, на это уходит много времени и денег. Готовое решение стоит дешевле, но имеет стандартный набор функций, в то же время пакетные продукты способны гибко адаптироваться под потребности конкретного бизнеса.
  2. Облачное или «коробочное» решение. В первом случае компания получает доступ к онлайн-сервису, предварительно уплатив за это абонплату. Вход в систему осуществляется с любого компьютера. Для коробочных решений предполагается наличие у компании собственных серверов, где и будут храниться все данные CRM. Для использования «коробок» необходимо предварительно купить у разработчика лицензию и установить программное обеспечение на рабочие места персонала. Облачные системы более гибкие, доступные и простые в обращении, поэтому их используют значительно чаще. Как пример можно привести системы BPMonline, AmoCRM, Битрикс24, Мегаплан и проч.
  3. Универсальная или отраслевая. В первом случае решение имеет стандартный набор функций, не заточенный под конкретную сферу деятельности. Но каждая отрасль бизнеса имеет свои особенности, поэтому в некоторых случаях лучше поискать пакетные решения. Они дешевле индивидуально разработанных, но при этом имеют специфический функционал, например, для интернет-магазинов, логистических компаний, банков и проч.

Чтобы правильно подобрать CRM решение, важно учитывать как его вид, так и формат внедрения. Независимо от отрасли и типа, можно смело утверждать, что все виды CRM-систем по-своему эффективны и полезны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *