Что такое цифровая трансформация бизнеса? Обзорная статья

digital-transformation_4-150x150-4701857

Цифровая трансформация бизнеса – это не обычная интеграция инновационных технологий, а изменение мышления в новых условиях диджитализированной экономики. Современный бизнес переходит в стадию сверхзвуковых скоростей. Чтобы оставаться эффективным, нужно быстро меняться, а чтобы быть лидером рынка, нужно бежать вперед на гиперскорости, что в условиях цифровой экономики невозможно без цифровизации. По скромным подсчетам, 60% крупных компаний с мировым именем уже работают над цифровой трансформацией своего бизнеса, и с каждым годом эта цифра стремительно растет.

Если воспринимать цифровизацию только как технологию, то внедрение инноваций заканчивается на этапе модернизации производства, но это более глубокое понятие, затрагивающее все сферы бизнеса, включая процессы, продуктовую линейку, сервисы и подходы к применению решений. Для полноценной диджитализации необходима четкая установка данных и бизнес-задач.

Цифровая трансформация бизнеса способствует автоматизации внутренних процессов организации, изменению самих продуктов, сервисов и поиску новых методов привлечения потенциальных потребителей. За счет диджитализации операционная деятельность приходит к оптимальной модели, существенно снижаются расходы и в целом сокращается процедура принятия решений.

Этапы цифровой трансформации

Цифровое преобразование бизнеса проходит в три этапа:

  1. Внедряются мелкие и не слишком рискованные продукты или инициативы, которые не зависят друг от друга. В такой ситуации не наблюдается полномасштабного пересмотра пограничных процессов в бизнесе.
  2. Полностью преобразуется операционная модель компании. Изменения затрагивают бизнес-процессы, организационные структуры, ведущие показатели эффективности и навыки сотрудников. На этом этапе может потребоваться комплексная программа управления.
  3. Диджитализация затрагивает не только само предприятие, меняется подход к клиентам, контрагентам и поставщикам. Происходит внедрение новых продуктов, а товары и услуги компании начинают продвигаться другими методами. На этом этапе бизнесу не справиться без цифровых технологий, они необходимы для выстраивания новых отношений с партнерами и создания новых коллабораций. В этом случае одним их главных объектов диджитализации бизнеса становится цифровая площадка, благодаря которой и происходит реализация уникальных компетенций и новшеств в бизнес-модели предприятия.

digital-transformation_1-4722448

Благодаря цифровому преобразованию бизнеса меняется не только стратегия и корпоративная культура, но и сам подход к деятельности, от нее будет в дальнейшем зависеть вид жизненного цикла компании.

Стратегия трансформации

Для достижения успеха в цифровой трансформации бизнеса необходимо затронуть несколько основных модулей, которые есть в каждой современной компании:

  • клиентский сервис. Для налаживания контактов с потребителями современными компаниями используется большое количество коммуникационных каналов. Необходимо внедрять инструменты аналитики, скоринга, вариативности, составления прогнозов, адаптивности. Только в таких условиях клиент сможет своевременно и быстро получать необходимый продукт или услугу;
  • следует развивать инфраструктуру, налаживать партнерские отношения, создавать коллаборации. В бизнесе нужно находить нестандартные решения при разработке новой продуктовой линейки. Это может быть коллаборация с другими компания и сервисами. Налаживание партнерских отношений является одним из основных этапов в масштабировании бизнеса. Развитая сеть партнеров позволяет вести бизнес, при этом не нужно привязываться к географическому расположению;
  • обогащение данных. Беря за основу собранные по каждому клиенту сведения, компанией моделируется их поведение, делается прогноз на спрос, формируется потребность клиента.
  • внедрение инновационных технологий. За счет современных аналитических методик и проектного управления в организациях формируются инновационные центры, основной задачей которых является поиск и тестирование новых направленностей в развитии бизнеса;
  • процессный подход к управлению бизнесом. Внедрение автоматизарованных бизнес-процессов для управления структурными подразделениями и отделами.
  • кадровая стратегия и культура инноваций. В связи с глобальной модернизацией бизнеса и переход от маркетинговой модели к клиентоцентрической, сотрудникам необходимо непрерывно развиваться, обучаться и повышать квалификацию. Нужно быть готовым не только к сокращению штатных единиц, которые выполняют рутинные задачи, но и к появлению новых должностей и даже структурных единиц, связанных с внедрением инноваций.

digital-transformation_2-6467077

Трудности в цифровой трансформации

Как и любая инновация, цифровизация в процессе внедрения сталкивается с рядом определенных трудностей. Перечислим наиболее серьезные из них:

  • отсутствие компетентных кадров, которые бы разбирались в области преобразования бизнеса. Их главным навыком должно быть постоянное обновление знаний и инструментов, то есть они должны иметь фундаментальные знания по цифровым технологиям и способность быстро обучаться, поскольку эта сфера не стоит на месте;
  • ограниченность сроков трансформации. Компании не могут трансформироваться в один момент, поэтому определенное время цифровые продукты должны сосуществовать с устаревшими аналоговыми системами, что в обязательном порядке должна обеспечивать операционная модель организации. В ряде случаев традиционные и цифровые отделы начинают конкурировать между собой, решить эту проблему можно с помощью профессионального менеджмента;
  • консервативные взгляды высшего руководящего состава. Цифровизация требует дополнительных затрат не только времени и сил, но и средств, а к этому готовы далеко не все. Только руководство, которое понимает потенциал и неизбежность диджитализации бизнеса, может адекватно реагировать на все изменения и наделять полномочиями сотрудников, обладающих требуемыми цифровыми навыками.

Цифровая трансформация бизнеса – это процесс длительный, тяжелый и затратный, но эффект от нее позволит компаниям оставаться на конкурентоспособном уровне долгие годы.

Инструментами для цифровизации бизнеса считают CRM+BPM-системы, которые способны ускорить и автоматизировать бизнес-процессы крупного бизнеса.

Александр Иванцов

Эксперт по внедрению и поддержке CRM-систем. Автор статей и рейтингов

Оцените автора
( Пока оценок нет )
best-crm.ru